РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2021-2026_

1

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания Муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды»»
(далее –
Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; в соответствии с методическими
рекомендациями «Примерная программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на
заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС)
общего образования.
Данная рабочая программа воспитания направлена на выявление и реализацию
воспитательного потенциала образовательного процесса, а также на решение вопросов
гармоничного вхождения, обучающихся в социум и формирование духовно нравственных ценностей и гуманистических мировоззренческих установок учащихся.
Программа показывает, каким образом педагогические работники (учитель,
классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе, вожатый,
воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) могут реализовать воспитательный
потенциал их совместной с обучающимися деятельности и тем самым сделать свою
общеобразовательную организацию воспитывающей организацией.
В центре рабочей программы воспитания МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №1
п. Пангоды» в соответствии с ФГОС общего образования находится
личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных
аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и
нормам поведения в российском обществе. Программа направленна на обеспечение
достижения обучающимися индивидуальных результатов, обозначенных во ФГОС:
формирование у учащихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Представленная рабочая программа воспитания демонстрирует систему работы с
детьми в школе.
Максимальное вовлечение учащихся в различные виды учебной деятельности,
организация их досуга и системы дополнительного образования, своевременное
выявления учащихся с девиантным поведением и оказавшихся в трудной жизненной
ситуации, правильно организованная воспитательная система, создание программ по
половому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных
привычек и тесное сотрудничество всех участников образовательных отношений
способствуют успешному формированию портрета выпускника нашей школы,
являющегося гражданином своей страны и нравственной личностью.
Воспитательная программа является обязательной частью основной образовательной
программы
Муниципального
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
общеобразовательная школа №1 п. Пангоды» и призвана помочь всем участникам
образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной
деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией.
Программа включает в себя четыре основных раздела:
1.Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса».
2.Раздел «Цель и задачи воспитания».
3.Раздел «Виды, формы и содержание деятельности».
4.Раздел «Основные направления воспитательного процесса».

2

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Рабочая программа воспитания школы имеет многовекторную направленность,
учитывая потребности, особенности, уровень развития личности и воспитания разных
групп учащихся школы.
Особенностью воспитательного процесса, организуемого в школе является
формирования у учащихся не просто знаний, как набора сведений о мире, а способности
действовать в этом мире на благо общества, и самого себя. Важно отметить, что наряду с
такими видами функциональной грамотности как читательская, математическая,
естественно-научная,
глобальные
компетенции
и
креативное
мышление,
выделяется финансовая грамотность.
Дети и подростки находятся в наибольшей зоне риска в отношении вопросов
финансовой безопасности, так как родители в большинстве случаев не могут обучить их
основам финансовой грамотности из-за отсутствия достаточного уровня знаний в этой
области. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной
жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
Общеобразовательная организация организует свою работу на основе принципов
самоуправления, добровольности, равноправия, законности и гласности. Педагогический
коллектив школы в процессе воспитания базируется на следующих принципах:
- Соблюдение прав ребенка и семьи, обеспечение безопасности пребывания
учащихся в общеобразовательном учреждении, соблюдение информационной
безопасности;
- Реализация в организации комфортной среды, основанной на строгом
соблюдении требований законодательства и уважении личности каждого человека;
- реализация ключевых общешкольных дел и событий, которые бы объединяли
учащихся и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу, при обязательном отсутствии
принципов соперничества и соревновательности.
- воспитание – процесс непрерывный, творческий, системный и позитивно
направленный;
- преимуществом при реализации процесса воспитания должны пользоваться
объединения взрослых и детей на основе общего интереса, увлечения, полезного
развивающего время препровождения; руководитель такого объединения планомерно
работает над созданием коллектива доброжелательных единомышленников;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую
функции по отношению к детям.
Ключевыми позициями воспитания школы являются следующие:
- стержнем годичного цикла воспитательной работы школы являются
первостепенные общешкольные дела, посредством которых осуществляется единение
воспитательных усилий педагогов;
- главной особенностью каждого ключевого дела и большинства используемых
для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, совместное планирование, проведение и коллективный анализ их
результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в коллективных делах (от бездеятельного наблюдателя до
организатора);
- в проведении общешкольных дел поощряется продуктивное межклассное и
межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
3

- ключевыми фигурами воспитания в школе являются вожатые РДШ и классные
руководители, реализующие по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Ценностно-целевой основой разработанной программы выступает Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в
соответствии с которой современный национальный воспитательный идеал - это
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие
обучающихся, проявляющееся в усвоении обучающимися базовых понятий финансовой
грамотности, в формировании позитивного отношения к сфере финансов и в
приобретении практического опыта решения финансовых задач.
Данная цель формирует ориентиры для педагогических работников на
обеспечение развития личности обучающегося, соответствующей определенному
уровню воспитанности, а самое главное, на обеспечение позитивной динамики развития
его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагогического работника по
развитию личности ребенка и усилий самого обучающегося по своему саморазвитию. Их
сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в
достижении цели.
Детализация всеобщей цели воспитания относительно возрастных особенностей,
обучающихся, позволяет определить в ней следующие целевые позиции, которым
следует уделять большее внимание на разных уровнях общего образования:
Уровни образования
Уровень начального
общего
образования
(воспитание
детей
младшего школьного
возраста (1-4 классы)
Выделение
данного
уровня связано
с
особенностями
обучающихся младшего
школьного возраста:
потребность
самоутверждения
в
новом
социальном
статусе обучающегося,
то
есть
научиться
соответствовать
предъявляемым
к
носителям
данного
статуса
нормам
и
принятым
традициям
поведения. Полученные
знания станут базой для

Целевые приоритеты
Основной целью является создание необходимых условий
для усвоения обучающимися социальнозначимых знаний–
знаний ключевых норм, традиций того социума, в котором
они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим и послушным сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться
о младших членах семьи; выполнять посильную для
обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу
«делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так
и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину–свой родной дом, двор,
улицу, город, село, свою страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать закомнатными
растениями
в
классе или дома, заботиться о своих
домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные
зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
- проявлять миролюбие
- не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
4

развития
социально
значимых
отношений
обучающихся
и
накопления ими опыта
осуществления
социально значимых дел
и в дальнейшем, в
подростковом
и
юношеском возрасте

Уровень основного
общего
образования
(воспитание
обучающихся среднего
возраста (5-9классы).
В этом возрасте особую
значим
ость
для
обучающихся
приобретает становление
их
собственной
жизненной
позиции,
собственных ценностных
ориентаций.
Подростковый возраст–
наиболее
удачный
возраст
для
развития
социально
значимых отношений
обучающихся

вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять
любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести
здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к
попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие
отношения с другими людьми; уметь прощать обиды,
защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к
людям
иной
национальной
или
религиозной
принадлежности,
иного
имущественного положения, людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не
стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь
ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без
помощи старших.
В воспитании обучающихся подросткового возраста
(уровень основного общего образования) приоритетным
является создание необходимых условий для развития
социально значимых отношений школьников, и прежде всего
ценностных ориентиров по отношению:
- к семье, как главной опоре в жизни человека и
источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного
благополучия
человека,
залогу
его
успешного
профессионального
самоопределения
и
ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине;
- к природе как источнику жизни на Земле, основе самого
ее существования, нуждающейся в защите и постоянном
внимании со стороны человека;
- к согласию как главному принципу человеческого
общежития, условию крепкой дружбы, налаживания
отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
- к
знаниям
как
интеллектуальному
ресурсу,
обеспечивающему будущее человека, как результату
кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к культуре как духовному богатству общества и
важному
условию
ощущения
человеком
полноты
проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка,
искусство, театр, творческое самовыражение;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни
человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда
на мир;
- к окружающим людям как безусловной и абсолютной
ценности, как равноправным социальным партнерам, с
5

которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку
радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
- к родному языку как духовному богатству народа;
- к самим себе как хозяевам своей судьбы,
самоопределяющимся и самореализующимся личностям,
отвечающим за свое собственное будущее.
Уровень среднего
общего
образования
(воспитание
обучающихся
юношеского возраста
10-11 класса)
Выделение данного
приоритета связано с
особенностями
обучающихся
юношеского возраста: с
их
потребностью
в
жизненном
самоопределении,
в
выборе
дальнейшего
жизненного
пути,
который
открывается
перед ними на пороге
самостоятельной
взрослой жизни.

Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет
имеющийся у них реальный практический опыт, который
они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы
опыт оказался социально значимым, так как именно он
поможет гармоничному вхождению обучающихся во
взрослую жизнь окружающего их общества. Это:
- опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных
и близких;
- трудовой опыт, опыт участия в производственной
практике;
- опыт дел, направленных на пользу своему родному
городу или селу, стране в целом, опыт деятельного
выражения собственной гражданской позиции;
- опыт природоохранных дел;
- опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций
в школе, дома или на улице;
- опыт самостоятельного приобретения новых знаний,
проведения научных исследований, опыт проектной
деятельности;
- опыт изучения, защиты и восстановления культурного
наследия человечества, опыт создания собственных
произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
- опыт ведения здорового образа жизни и заботы о
здоровье других людей;
- опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах
или пожилых людях, волонтерский опыт;
- опыт самопознания и самоанализа, опыт социально
приемлемого самовыражения и самореализации.

Достижение обозначенной цели воспитания обучающихся будет способствовать
решение таких основных задач:
Модули
Классное
руководство

1-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
Создание условий для реализации воспитательных возможностей
через усвоение школьниками образовательных программ финансовой
грамотности.
Воспитание финансовой культуры школьников. реализация
потенциала классного руководства в воспитании обучающихся,
развитие и поддержка активного участия классного коллектива в
общешкольной жизни, развитие и становление коллективных
ценностей школьного сообщества.
6

Курсы
внеурочной
деятельности

Школьный урок
Самоуправление

Профориентация

Работа
родителями

с

Ключевые
общешкольные
дела
Школьные медиа
Организация
предметноэстетической
среды

Формирование
Осознание
Овладение
базовыми
мировоззрения,
понимания
понятиями
финансовой
соответствующег
прав
и
сферы (банк, депозит,
о современным
обязанностей
кредит и т.д.)
представлениям
в
сфере
в
сфере
финансов
финансов.
Воспитание
культуры
школьников,
формирование
экономических знаний и ответственное отношения к активной жизни
в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.
Формирование
Развитие
Воспитание личности с
ученического
ученического
активной
жизненной
коллектива
самоуправлен
позицией,
готовой
к
ия
принятию ответственности
за
свои
решения
и
полученный
результат,
стремящейся
к
самосовершенствованию,
саморазвитию
и
самовыражению.
Расширение
Формирование
Оказание
знаний о мире
устойчивых
профориентационной
профессий,
интересов
к
поддержки учащимся в
формирование
профессионал
процессе выбора профиля
интереса
к
ьной
обучения
и
сферы
трудовой
деятельности
будущей
деятельности.
профессиональной
деятельности
Вовлечение родителей в образовательный процесс, направленное
на совместное решение проблем личностного развития детей через
воспитание финансовой грамотности
Развитие традиций образовательной организации и инициативы по
созданию новых ценностей в рамках уклада школьной жизни,
реализация воспитательных возможностей через общешкольные
ключевые дела
Вовлечение в школьную жизнь, совместное решение вопросов
личностного развития учащихся
Развитие предметно-эстетической среды общеобразовательной
организации и использование ее воспитательных возможностей
через формирование позитивного уклада школьной жизни и
положительного имиджа и престижа учреждения.

Комплексное исполнение обозначенных задач позволит организовать в школе
увлекательную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
действенным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

Результат реализации программы воспитания: Проект «Финансовая грамотность».

7

Ключевые события и мероприятия познавательной и продуктивной деятельности
На внешкольном уровне
 Участие в мероприятиях ежегодного Всероссийского фестиваля «Вместе Ярче»;
 Участие в интеллектуальных финансовых олимпиадах и конкурсах образовательного
портала «Учи.ру»;
 Участие во Всероссийских уроках «Финансовой грамотности»;
 Участие во Всероссийском конкурсе проектов «Чемпионат по финансовой
грамотности»;
 Участие во Всероссийском проекте «Основы финансовой грамотности»;
На школьном уровне
 Участие в олимпиаде по финансовой грамотности (октябрь-декабрь, ежегодно)
 Работа «Банк. Бизнес. класса» с целью создания оптимальной системы
профоринтационного обеспечения будущих кадров: экономист, бухгалтер, трейдер, аудитор и
т.д.
 Предметная метанеделя (организация и участие в интерактивных финансовых играх и
конкурсах, мини-исследованиях, лабораториях, практикумах (раз в полугодие) на уровне
школы;
 Разработка проекта по созданию «Бизнес-плана» в рамках проекта Школьного
пасипаторного бюджетирование и его реализация;
На уровне класса
 «Мои карманные деньги» (каждый класс выбирает направление, которую в
последующем реализуют в виде проекта и защищают в рамках прохождения «Дня науки»
 Погружение в проектную и продуктивную деятельность.
3.ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация установленных целей и задач осуществляется в рамках
следующих направлений - модулей воспитательной работы школы. Каждый из модулей
ориентирован на решение одной из поставленных школой задач воспитания и
соответствует одному из направлений осуществления воспитательной работы.
Инвариативные модули
(Федеральный компонент)
Классное руководство
Школьный урок
Курсы внеурочной деятельности
Работа с родителями
Самоуправление
Профориентация

Вариативные модули
Ключевые общешкольные дела
Школьные медиа
Организация предметно-эстетической
среды

3.1.
Модуль «Классное руководство»
При работе с классом учитель (классный руководитель) организует:
- работу с коллективом класса;
- индивидуальную работу с учениками вверенного ему класса;
- работу с учителями, которые преподают в этой классной группе;
- работу с родителями учащихся вверенного ему класса или их законными
представителями.

8

Направление

Работа с
классным
коллективом

Виды деятельности
- Инициирование и поддержка
участия класса в общешкольных
ключевых делах,
- оказание необходимой помощи
детям в их подготовке,
проведении и анализе.
- Организация интересных и
полезных для личностного
развития ребенка совместных
дел с учащимися вверенного
ему класса.

- Сплочение коллектива класса.

Формы работы
- Выборы актива класса,
-выборы членов актива
органа ученического
самоуправления.
-Классные часы;
-Спортивные мероприятия;
общественно-полезный труд по
самообслуживанию;
-Планирование классных
мероприятий.
- Игры и тренинги на сплочение и
командообразование
-празднования в классе дней
рождения детей;
-тематические вечера
-день здоровья.

- классные часы («Моя страна и моя
семья», «Дети и деньги», «Откуда в
семье деньги», «На что тратятся
деньги», «На чем можно
сэкономить»);
- использование метода групповых
- Формирование финансовой
проектов, как результат
грамотности во внеурочной
формируются навыки
деятельности
сотрудничества (Моя семья
(знакомство с профессиями),
Купюра фантастической страны,
День рождения моего
одноклассника, почему мы делаем
покупки)
- Наблюдение за поведением
школьников за их повседневной
- Изучение особенностей
жизнью;
личностного развития учащихся -составление социальных
класса
паспортов класса;
Индивидуальная
-групповые и индивидуальные
работа с учащимися
занятия с педагогом-психологом;
-индивидуальные консультации;
- поддержка ребенка в решении -индивидуальные беседы;
важных для него жизненных
-работа ШСП;
проблем
-профориентационные мероприятия.
- Индивидуальная работа со
школьниками класса

9

-Работа с портфолио;
-Неформальное общение с
учащимися;
-анализ успехов и неудач.

- Коррекция поведения ребенка

Работа с
учителями,
преподающими
в классе

- Привлечение учителей к
- участию во внутри классных
- делах
- Привлечение учителейпредметников к участию в
родительских собраниях

Работа с
родителями и
учащимися или и
их законными
представителями

- регулярное информирование
родителей о школьных успехах
и проблемах их детей, о жизни
класса в целом
- помощь родителям
школьников или их законным
представителям в
регулировании отношений
- между ними, администрацией
школы и учителями- предметниками
- организация родительских
собраний, происходящих в
режиме обсуждения наиболее
- острых проблем обучения и
воспитания школьников

-Частные беседы с ребенком и его
родителями (законными
представителями);
- «Тренинги общения» педагогапсихолога;
-распределение поручений для
формирования ответственности;
-контроль за успеваемостью
каждого учащегося;
-контроль за посещаемостью
учебных занятий и курсов
внеурочной деятельности,
дополнительного
образования учащимися
-Консультации классного
руководителя с учителямипредметниками;
-малые педагогические советы.
-Консультации учителейпредметников на родительских
собраниях.
-Родительские лектории;
-Общешкольные мероприятия
совместные с родителями
(законными представителями)
- Ведение электронного журнала;
-Подготовка информации на сайт
школы;
- Ведение сообщества социальной
сети
«ВКонтакте»
-Малые педагогические советы;
-Работа ШСП;
-Заседания Совета профилактики.

-Родительский лекторий;
-родительские собрания
совместно
с
представителями КДН, ОДН
- собрания на тему: «Зачем
повышать свою финансовую
грамотность», «Как обсуждать
финансовые темы в семье»
- создание и организация работы - Собрание общешкольного
родительских комитетов
родительского комитета школы
- классов, участвующих в
управлении школой и решении
вопросов воспитания и
обучения их детей
10

- привлечение членов семей
школьников к организации и
проведению дел класса и
школы

-семейные праздники: «День
уважения к старшему
поколению», «День матери»,
«День открытых дверей», «Папа,
мама, я –спортивная семья» ит.д.
- дни творчества детей и
родителей;
- открытые внеклассные
мероприятия;
- помощь в организации
проведении внеклассных дел

Модуль «Школьный урок»
потенциала урока школьными

3.2.
Реализация воспитательного
учителями
предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, что
способствует позитивному восприятию учащимися требований и запросов учителя,
привлечению их внимания к информации, обсуждаемой на уроке, и активизации их
познавательной деятельности;
- поощрение учащихся к соблюдению общепринятых норм поведения, правил
общения со старшими (учителями) и сверстниками (учащимися), принципов учебной
дисциплины и самоорганизации на занятиях;
- привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке
явлений, организация их работы с социально значимой информацией, полученной на
уроке, – инициирование ее обсуждения, выражение мнения учащихся о ней,
формирование их отношения к ней;
- использование образовательных возможностей содержания предмета через
показ детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявлений
гуманности и доброты, через подбор соответствующих текстов для чтения, заданий для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения на занятиях;
- использование интерактивных форм работы учащихся на занятиях:
интеллектуальные, деловые, ситуационные игры, стимулирующие познавательную
мотивацию учащихся; дискуссии, дающие учащимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповая работа или работа в парах, которые учат
учащихся командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, установить позитивные межличностные
отношения в классе и помогают создать дружескую атмосферу во время урока;
- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных
школьников над их неуспевающими одноклассниками, предоставление учащимся
социально значимого опыта сотрудничества и взаимопомощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в
рамках их индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и формирования собственных идей, навык уважения
идей других людей, сформированных в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументации и отстаивания своей точки
зрения.
3.3.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Мероприятия внеурочной деятельности являются неотъемлемой частью учебного
процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
11

Обучение на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется на добровольной основе и в основном через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность, которая даст им
возможность реализовать себя в ней, приобрести социально значимые знания, развить
социально значимые отношения, важные для личностного роста, приобрести опыт участия
в социально значимых делах;
- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.д. детско-взрослых
сообществ, которые могли бы объединить детей и педагогов общими интересами и
положительными эмоциями, и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских коллективах традиций, дающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
- поддержка обучающихся с яркой лидерской позицией и приверженностью к
сохранению и поддержанию накопленных социально значимых традиций;
- поощрение учителями детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала внешкольной деятельности происходит в
рамках следующих видов деятельности, выбранных учащимися.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание финансовой грамотности у
обучающихся 1-4 классов:
Название курса внеурочной деятельности/предметная Руководитель
область
Общеинтеллектуальное направление
Школа «Юного экономиста»
Учитель начальных классов
Практикум
Учитель начальных классов
«Финансовая грамотность»
Общекультурное направление
Практикум
Учитель начальных классов
«Грамотный читатель»
Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание финансовой грамотности у
обучающихся 5-9 классов:
Название курса внеурочной деятельности/предметная
Руководитель
область
Спортивно-оздоровительное направление
Клуб «Юный шахматист»
Учитель физической культуры
Социальное направление
Студия «Мультимедийная журналистика»
Классный руководитель
Практикум «Увлекательный мир экономики»
Классный руководитель
Финансовая грамотность. Современный мир
Классный руководитель
Школа «Волонтёров»
Классный руководитель
Практикум «Информационная безопасность или на
Учитель информатики
расстоянии одного вируса»
Общеинтеллектуальное направление
Практикум «Решение экономических задач»
Учитель математики
Практикум«Копейка рубль бережёт»
Классный руководитель
Общекультурное направление
Практикум «Траектория личного качества жизни
Классный руководитель
Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание финансовой грамотности у
обучающихся 10-11 классов:
12

Название курса внеурочной деятельности/предметная Руководитель
область
Практикум «Финансовая грамотность» (цифровой
Учитель истории и
мир) (для 10-х, 11-х классов)
обществознания
Социальное направление
Практикум «Экономика современного предприятия»
Учитель истории и
(для 10-х и 11-х классов)
обществознания
Школа «Волонтеров» (для 10-х классов)
Классный руководитель
Общеинтеллектуальное направление
Практикум «Интернет предпринимательство» (для
Учитель математики
10-х, 11-х классов)
3.4.
Модуль «Работа с родителями»
Работа
с
родителями
(законными
представителями)
обучающихся
осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в данном
вопросе.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, направленное на совместное
решение проблем личностного развития детей через воспитание финансовой
грамотности
Основными направлениями в работе педагогического коллектива с семьями
обучающихся являются:
- родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы возрастных
особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с
детьми, вопросы основ финансовой грамотности, проводятся мастер-классы, семинары
с приглашением специалистов;
- родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные
учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебновоспитательного процесса в образовательной организации;
- общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
- семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных
работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле
воспитания детей;
- социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей
(законных представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные
консультации психологов и педагогов.
3.5.
Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие,
чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие
возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что воспитывает личность с
активной жизненной позицией, готовой к принятию ответственности за свои решения и
полученный результат, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию и
самовыражению.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, то классные руководители помогают осуществлять педагогическое
сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначен куратор развития
ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
13

-через деятельность школьного объединения «Солнышко» 1-4 классов для формирования
детского ученического коллектива;
- через деятельность выборного Совета обучающих «Импульс», для 5-9 классов
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и
законные интересы;
- через работу постоянно действующих отрядов вожатых «Радуга» по
направлениям деятельности, инициирующих и организующих проведение личностно
значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флэш-мобов ит.п.), отвечающих за проведение тех или иных конкретных
мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.
На уровне классов:
- через деятельность выборных Советов класса, представляющих интересы
класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различные направления работы класса.
На индивидуальном уровне:
- через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность ученического
самоуправления: планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и
внутри классных дел;
- через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе.
3.6.
Модуль « Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению
"профориентация" включает профессиональное образование школьников; диагностику
и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных
тестов школьников. Задачей совместной деятельности педагога и ребенка является
подготовка ученика к осознанному выбору своей будущей профессиональной
деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие
готовность
обучающегося
к
выбору,
преподаватель
актуализирует
его
профессиональное
самоопределение,
позитивный
взгляд
на
работу
в
постиндустриальном мире, охватывая не только профессиональные, но и
непрофессиональные компоненты такой деятельности.
Эта работа осуществляется через: профориентационные часы общения,
направленные на подготовку наподготовкушкольника к осознанному планированию и
реализации своего профессионального будущего;
- профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решениекейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную
позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора
профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам
профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
- просмотр всероссийских открытых онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ»;
- участие в проекте «Билет в будущее»;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых
дверей,
в том числе и дистанционных, в средних специальных учебных
14

заведениях и вузах;
- на базе пришкольных лагерей обучающиеся пробуют себя в роли вожатых, что
помогает им самоопределиться в своей будущей профессии;
- совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;
- учащиеся изучают основы профессии в рамках различных факультативных
курсов, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках
курсов дополнительного образования.
В
системе
профориентационной
деятельности
МОУ
«Средняя
общеобразовательная школа №1 п.Пангоды» выделяются две вертикальные линии:
диагностическая и развивающая. Они проходят через 4 этапа профориентационной
деятельности:
1 этап. «Профессии моей семьи». Уровень начальной школы 1-4 классы

•
•
•
•
•

Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Профориентационные минутки на уроках.
Встречи с родителями – представителями различных профессий.
Конкурсы творческих работ: «Мой папа – инженер», «Моя мама – учитель», «Мой
дедушка – летчик» и т.д.
• Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем» в рамках недели
начальных классов
• Мониторинг профориентационной работы.
2 этап. «Я и профессии вокруг меня». Уровень средней школы 5-9 классы.
• Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к
учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
• Профориентационные минутки на уроках.
• Профориентационные урок и по учебным предметам (1 раз в год).
• Конкурсы (школьный, районный, областной уровни).
• Экскурсии на предприятия и организации поселка (1 раз в четверть).
• Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий (в
том числе ПЛПУ, МГПУ», «ВТБ банк» являющимся социальным партнером школы.
• Знакомство с рынком труда поселка, города, области.
• Научно-практическая
конференция, секция «Я и профессия» (школьный
уровнь).
• Предпрофильная подготовка (информационная работа,
профильная
ориентация, курсы по выбору).
• Дополнительные образовательные курсы («Основы финансовой грамотности»)
• Открытые дни в средних специальных учебных заведениях.
• Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы 10-11 «Банк.
Бизнес. класс».
• Мониторинг профориентационной работы.
3 этап. «Я в мире профессий». Уровень старшей школы 10-11 классы
• Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной,
трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов
саморазвития,
профессиональной направленности.
• Профориентационный
курс «Роль финансов в нашей жизни».
15

• Профориентационные минутки на уроках.
• Профориентационные уроки по учебным предметам с привлечение социальных
партнеров «ВТБ банк» (4 раза в год).
• Экскурсии на предприятия и организации посёлка. (2 в период).
• Встречи
с представителями различных профессий –
работниками
предприятий и организаций.
• Знакомство с рынком труда в стране.
• Дополнительные образовательные
курсы (Основы
финансовой
грамотности)
• Открытые дни, встречи с представителями, экскурсии в ВУЗы.
• День профориентации.
• Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях.
• Мониторинг профориентационной работы.
4 этап. «Моя профессия»
• Мониторинг поступления учащихся в ВУЗы, колледжи, на работу, в армию и т.п.
• Мониторинг трудоустройства выпускников после получения профессионального
образования. Мониторинг успешности профессионального роста.
Вариативные модули:
3.7.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Развитие традиций образовательной организации и инициативы по созданию новых
ценностей в рамках уклада школьной жизни, реализация воспитательных возможностей
через общешкольные ключевые дела.
Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых, ставят их в
ответственную позицию к происходящему в школе. В школе используются следующие
формы работы:
Ключевые события и мероприятия познавательной и продуктивной деятельности
На внешкольном уровне
 Участие в мероприятиях ежегодного Всероссийского фестиваля «Вместе Ярче»;
 Участие в интеллектуальных финансовых олимпиадах и конкурсах образовательного
портала «Учи.ру»;
 Участие во Всероссийских уроках «Финансовой грамотности»;
 Участие во Всероссийском конкурсе проектов «Чемпионат по финансовой
грамотности»;
 Участие во Всероссийском проекте «Основы финансовой грамотности»;
На школьном уровне
 Участие в олимпиаде по финансовой грамотности (октябрь-декабрь, ежегодно)
 Работа «Банк. Бизнес. класса» с целью создания оптимальной системы
профоринтационного обеспечения будущих кадров: экономист, бухгалтер, трейдер, аудитор и
т.д
 Предметная мета неделя (организация и участие в интерактивных финансовых играх и
конкурсах, мини-исследованиях, лабораториях, практикумах (раз в полугодие) на уровне
школы;
 Разработка проекта по созданию «Бизнес-плана» в рамках проекта Школьного
пасипаторного бюджетирование и его реализация;
На уровне класса
 «Мои карманные деньги» (каждый класс выбирает направление, которую в
последующем реализуют в виде проекта и защищают в рамках прохождения «Дня науки»
 Погружение в проектную и продуктивную деятельность.
3.8.

Модуль «Школьные медиа»
16

Задачей школьных средств массовой информации (совместно создаваемых
учащимися и преподавателями средств распространения текстовой, аудио-и
видеоинформации) является развитие коммуникативной культуры обучающихся,
развитие способностей общения и взаимодействия, а также поддержка творческой
самореализации учащихся.
Образовательный потенциал школьных СМИ реализуется в рамках следующих
видов и форм деятельности:
- многовозрастная редакционная коллегия подростков, старшеклассников и
взрослых, консультирующая их, целью которой является освещение (через газету
образовательной организации, школьное радио, сайт образовательной организации и
т.д.) наиболее интересных моментов школьной жизни, популяризация общешкольных
ключевых кейсов, кружков, секций, деятельности органов школьного самоуправления;
- школьный медиацентр «ТелеИдея» информационно-технической поддержки
школьных мероприятий, созданная из заинтересованных волонтеров, которая
обеспечивает видео-и мультимедийную поддержку школьных праздников, фестивалей,
конкурсов, спектаклей, сценок, вечеров, дискотек;
- школьная интернет «Вк» - группа-многовозрастное сообщество учащихся и
учителей, которые поддерживают сайт школы и группу в социальных сетях с целью
освещения деятельности образовательной организации в информационном
пространстве, привлечения внимания общественности к образовательной организации,
продвижения информационных ценностей и организации виртуальной диалоговой
площадки, где дети, учителя и родители могли бы открыто обсуждать важные для
образовательной организации вопросы;
- школьная киностудия, которая создает видеоролики, клипы и устанавливает
образовательные фильмы с акцентом на этическое, эстетическое и патриотическое
просвещение
- Подготовка постоянной рубрики «Финансовая грамотность» в школьной
газете, в «Информационном телеокне» и на сайте школы.
При организации деятельности учащихся используются официальные ресурсы
единого интернет-портала Ваши Фиансы.РФ., сайт с онлайн уроками по
финграмотности (Онлайн-уроки финансовой грамотности (dni-fg.ru)). Здесь
предоставлена базовая финансовая информация в простой и интересной форме, собраны
интернет-ресурсы для всех уровней образования.
Работа с медиа мотивирует учащихся на углубление и расширение финансовых
знаний, требует от них самодисциплины, ответственности и критичности мышления.
Медиаобразование является неотьемлемой частью развития личности и
составляющей общего образования школьников.
Использование медиаресурсов по финансовой грамотности учащихся помогает
решать образовательные задачи, такие как:
- развитие критического мышления (способы – форумы, блоги, дискуссии,
анализ контента и т. д.);
- совершенствование навыков самообучения (поиск сообществ);
- развитие навыков работы в команде (сетевые проекты);
- обучение школьников созданию разнообразных медийных продуктов (видео,
подкасты и т. д.);
- развитие умений и навыков проведения исследований (сетевой контент,
ресурсы для создания анкет и проведения опросов и т. д.);
- обучение поиску информации, правилам пользования базами информации,
использованию научной и научно-технической информации.
Медиасредства помогают «подготовить новое поколение к жизни в современных
условиях, восприятию различной информации и использованию её, исключая
17

негативные последствия».
Необходимость владения медиаграмотностью особенно важна для развития
гражданского общества, так как является одним из атрибутов гражданской компетенции
любого его члена.
3.9.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в
том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой оно
происходит.
Окружающая обучающихся предметно-эстетическая среда, при условии ее
правильной организации, способствует обогащению внутреннего мира ребенка,
формирует у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического
комфорта, улучшает настроение, снижает уровень стрессовых ситуации, способствует
положительному восприятию ребенком школы.
Воспитывающеевлияниенаребенкаосуществляетсячерезтакиеформыработыспред
метно-эстетическойсредойшколы, как проведение конкурсов проектов, дизайнконцепций по:
- оформлению интерьера школьных помещений и их периодическая
переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных
установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
- размещению на стенах образовательной организации регулярно сменяемых
экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой
творческий потенциал, картин определенного художественного стиля, знакомящего
школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об
интересных событиях, происходящих в образовательной организации (проведенных
ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и
т.п.);
Наглядность, создание зрительных и пространственных образов, макетов,
виртуальных и вещественных моделей, эскизов, выкроек, рабочих образцов (так
называемое прототипирование), работа в команде – слагаемые методики организации
работы с элементами предметно-эстетической среды. Совместная работа
рассматривается как воспитание важнейших из надпредметных, развивающих, дающих
подготовку к жизни умений и навыков, которыми уже в школе желательно овладеть.
Каждый классный коллектив ведет свой План, в котором фиксирует и анализирует
результаты свой деятельности. По итогам программы в классном коллективе
проводится «круглый стол» суждений обсуждений проделанного и достигнутого,
учащиеся высказывают свои мнения о достижениях своей группы (команды,
коллектива), разбираются в возникающих трудностях, обдумывают сценарии и наметки
будущих дел.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Рефлексия воспитательной работы, организуемой в школе осуществляется по
направлениям, выбранным самой школой и проводится для выявления ключевых
проблем воспитательного процесса школы для последующего их решения.
Самоанализ проводится ежегодно силами самой образовательной организации с
привлечением внешних экспертов (при имеющейся потребности и непосредственно по
самостоятельному решению администрации).
Основными позициями, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательной организации, являются:
- принцип гуманизма при осуществлении анализа, ориентирующий экспертов
на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогическим работникам,
реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа первоосновных сторон воспитания, для
18

последующей ориентации экспертов на изучение не его количественных показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и
отношений между обучающимися и педагогами;
- принцип развивающегося характера анализа, который направляет
специалистов по использованию результатов учителей для улучшения образовательной
деятельности: грамотная корректировка целей и задач образования, гениальное
планирование образовательной работы, адекватный выбор видов, форм и их
содержания.;
- принцип разделенной ответственности за последствия личностного развития
учащихся является результатом личностного развития школьников как социального
образования (в котором образовательная организация участвует вместе с другими
социальными
учреждениями),
так
и
спонтанной
социализации,
и
самосовершенствования обучающихся.
Основными направлениями анализа, организуемого в образовательной
организации воспитательного процесса могут быть следующие:
1.
Результаты воспитания, социализации саморазвития школьников.
Критерием, на базе которого формируется данный анализ, является динамика
индивидуального формирования личности обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями непосредственно с
заместителем директора по воспитательной работе с обязательным последующим
обсуждением его итогов на заседании методического объединения классных
руководителей или педагогическом совете образовательной организации.
Важнейшим способом получения информации о результатах реализации
программы воспитания, социализации саморазвития, обучающихся является
педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за
минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые
проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

2.
Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и
взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности детей и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и представителями
родительских комитетов, которые знакомы и вовлечены в деятельность
образовательной организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающимися и их
родителями (законными представителями), педагогами, активистами ученического
самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты
обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или
педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
- Качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- Качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
- Качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- Качеством реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков;
- Качеством существующего в школе ученического самоуправления;
19

Качеством профориентационной работы образовательной организации;
Качеством работы медиа образовательной организации;
Качеством организации предметно-эстетической среды школы;
Качеством взаимодействия образовательной организации семей обучающихся.
Итогом
самоанализа организуемой
в
образовательной
организации
воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми
предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это
управленческих решений.

-

АНКЕТА
для самоанализа организуемой в школе
совместной деятельности детей и взрослых
Инструкция: Оцените качество организуемой в нашей школе совместной деятельности детей и взрослых.
Ваша оценка может находиться в пределах от 1 до 10 баллов.
Пожалуйста, познакомьтесь с основными «крайними» характеристиками этой деятельности, а после
этого обведите на каждой шкале балл, соответствующий Вашей личной оценке
Проблемы, которых следует
Оценочная шкала
Идеал, на который следует
избегать
ориентироваться
Качество общешкольных ключевых дел
Общешкольные дела
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общешкольные дела всегда
придумываются только
планируются, организуются,
взрослыми, школьники не
проводятся и анализируются
участвуют в планировании,
совместно – школьниками и
организации и анализе этих дел
педагогами
Дела не интересны большинству
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дела интересны большинству
школьников
школьников
Участие школьников в этих делах 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Участие школьников в этих делах
принудительное, посещение –
сопровождается их увлечением
обязательное, а сотрудничество
общей работой, радостью и
друг с другом обеспечивается
взаимной поддержкой
только волей педагогов
Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
Классные руководители не
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Классные руководители являются
пользуются авторитетом у детей
значимыми взрослыми для
своих классов
большинства детей своих
классов. Школьники доверяют
своим классным руководителям
Большинство решений,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Большинство решений,
касающихся жизни класса,
касающихся жизни класса,
принимаются классным
принимаются совместно
руководителем единолично.
классным руководителем и
Поручения классного
классом, у детей есть
руководителя дети часто
возможность проявить свою
выполняют из страха или по
инициативу
принуждению
В отношениях между детьми
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В классе дети чувствуют себя
преобладают равнодушие,
комфортно, здесь преобладают
грубость, случаются травли детей
товарищеские отношения,
школьники внимательны друг к
другу
Качество организуемых в школе курсов внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в школе 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школе реализуются
организуется преимущественно в
разнообразные виды внеурочной
виде познавательной
деятельности школьников:
деятельности, как продолжение
познавательная, игровая,
учебных занятий
трудовая, спортивнооздоровительная, туристскокраеведческая, художественное
творчество и т.п.
Участие школьников в занятиях
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Занятия в рамках курсов
курсов внеурочной деятельности
внеурочной деятельности

20

часто принудительное

интересны для школьников,
школьники стремятся
участвовать в этих занятиях
Результаты внеурочной
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
С результатами внеурочной
деятельности детей никак не
деятельности детей могут
представлены в школы
познакомиться другие
школьники, родители, гости
(например, на концертах,
выставках, ярмарках,
родительских собраниях, сайте
школы и т.п.)
Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков
Уроки скучны для большинства
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дети заинтересованы в
школьников
происходящем на уроке и
вовлечены в организуемую
учителем деятельность
Уроки обычно однообразны,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Учителя часто используют на
преобладают лекционные формы
уроке игры, дискуссии и другие
работы
парные или групповые формы
работы
Уроки ориентированы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Уроки не только дают детям
преимущественно на подготовку
знания, но и побуждают их
учащихся к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ и
задуматься о ценностях,
другим формам проверки знаний
нравственных вопросах,
жизненных проблемах
Качество существующего в школе ученического самоуправления
Школьники занимают пассивную 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ребята чувствуют свою
позицию по отношению к
ответственность за происходящее
происходящему в школе,
в школе, понимают, на что
чувствуют, что не могут повлиять
именно они могут повлиять в
на это
школьной жизни и знают, как это
можно сделать
Ребята не вовлечены в
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ребята часто выступают
организацию школьной жизни,
инициаторами, организаторами
школьное самоуправление
тех или иных школьных или
имитируется (например, органы
внутриклассных дел, имеют
самоуправления не имеют
возможность выбирать зоны
реальных полномочий, дети
своей ответственности за то или
поставлены педагогами в
иное дело
позицию исполнителей,
самоуправление часто сводится к
проведению дней
самоуправления и т.п.)
Лидеры ученического
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лидеры ученического
самоуправления безынициативны
самоуправления выступают с
или вовсе отсутствуют в школе.
инициативой, являются
Они преимущественно
активными участниками и
назначаются взрослыми и
организаторами событий в школе
реализуют только их идеи
и за ее пределами
Качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений
Детские общественные
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Детские общественные
объединения существуют лишь
объединения привлекательны,
формально, они не работают, нет
школьники стремятся
детей, которые позиционируют
участвовать в организуемой ими
себя как его члены
деятельности. Дети, состоящие в
детских общественных
объединениях, гордятся этим,
всячески подчеркивают свою
принадлежность к объединениям
Деятельность детских
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Деятельность детских
общественных объединений
общественных объединений
ограничивается рамками самих
направлена на помощь другим

21

объединений, она не
ориентирована на интересы и
потребности других людей
Деятельность, которую ведут
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
детские общественные
объединения, предоставляет
ограниченные возможности для
самореализации школьников
Качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов
Экскурсии, экспедиции, походы и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
прочие выездные мероприятия
проводятся крайне редко или не
проводятся вовсе

У взрослых нет стремления
заинтересовать школьников, им
важен, прежде всего, сам факт
участия детей в выездных
мероприятиях
Экскурсии, экспедиции, походы и
прочие выездные мероприятия
проводятся как мероприятия, в
которых школьники занимают
преимущественно пассивную
позицию

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Качество профориентационной работы школы
Профориентационная работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ориентирована лишь на
ознакомление школьников с
рынком труда и основными
профессиями.

Профориентационной работой
занимается только классный
руководитель

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

людям, социально значима
Деятельность, которую ведут
детские общественные
объединения, дает возможность
каждому ребенку найти себе дело
по силам и по желанию
Экскурсии, экспедиции, походы и
прочие выездные мероприятия
проводятся регулярно, формы
такой деятельности
разнообразны, в ней
участвуют школьники разных
классов, разных возрастных
групп
Взрослые умеют заинтересовать
школьников теми выездными
делами, в которых они участвуют
Выездные дела предваряются их
совместной подготовкой,
распределением между
школьниками необходимых
ролей (фотографа, экскурсовода и
т.п.). При их проведении ребята
занимают активную позицию по
отношению к происходящему. По
окончании дел проводится
совместный анализ, а итоги
представляются в творческих
формах
Профориентационная работа
ориентирована на формирование
у школьников трудолюбия,
готовности к планированию
своего жизненного пути, выбору
будущей профессиональной
сферы деятельности и
необходимого для этого
образования
Профориентационной работой
занимается команда педагогов с
привлечением социальных
партнеров
Формы профориентационной
работы разнообразны, дети
заинтересованы в происходящем
и вовлечены в организуемую
деятельность

Профориентационные занятия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
проходят формально, дети
занимают пассивную позицию.
Формы профориентационной
работы носят преимущественно
лекционный характер
Качество работы школьных медиа (газет, радио, ТВ, интернет-ресурсов и т.п.)
Деятельность школьных медиа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школе существует
обеспечивается силами взрослых
разнообразие школьных медиа,
с минимальным участием детей.
их деятельность обеспечивается
Школьникам не предоставлен
силами учащихся при поддержке
спектр ролей, которые они могут
педагогов. Совместное
выполнять, их интересы и
распределение обязанностей в
потребности не учитываются
школьных медиа осуществляется

22

с учетом интересов и
потребностей ребят
В содержании работы школьных
медиа отсутствуют темы,
отражающие жизнь школы,
значимые для ребят разного
возраста вопросы, не
представлены их точки зрения по
этим вопросам

В содержании работы школьных
медиа представлена актуальная
жизнь школы, проблемы,
волнующие современных детей
разных возрастов. Здесь находят
отражение различные позиции
школьников по тем или иным
вопросам
В школьных медиа не уделяется 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В школьных медиа уделяется
внимания
нормам
культуры
внимание
нормам
культуры
общения, эстетике представления
общения, эстетике представления
материала,
не
обращается
материала, обращается внимание
внимание
на
достоверность
на достоверность используемых
используемых фактов
фактов
Качество оформления школы, организации ее предметно-эстетической среды
Оформлению школы не уделяется 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Пространство школы оформлено
внимания.
Оформление
со вкусом, отражает дух школы,
кабинетов, коридоров, рекреаций
учитывает
возрастные
и т.п. безвкусно или напоминает
особенности
детей,
оформление
офисных
предусматривает зоны как тихого,
помещений, а не пространства
так и активного отдыха. Время от
для детей
времени
происходит
смена
оформления
школьных
помещений
В
оформлении
школы
не 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Оформление
школы
часто
участвуют ни дети, ни педагоги.
осуществляется
совместно
Здесь нет места проявлению их
педагогами и детьми (иногда с
творческой инициативы
привлечением специалистов). В
нем используются творческие
работы учеников и учителей,
здесь представлена актуальная
жизнь школы
Содержание плакатов, стендов, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Элементы
оформления
в
пространственных
композиций
привлекательных
для
ребят
носит формальный характер, на
формах акцентируют внимание
них редко обращают внимание
на важных ценностях школы, ее
школьники
нормах и традициях
Качество взаимодействия школы и семей школьников
Большинство
родителей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Большинство
родителей
безразлично к участию ребенка в
поддерживает участие ребенка в
школьных делах, высказывает
школьных
делах,
может
недовольство, если это влияет на
координировать свои планы с
их планы
планами ребенка, связанными с
его участием в делах школы
Работа с родителями сводится 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Школе
удалось
наладить
преимущественно
к
взаимодействие с родителями в
информированию
об
вопросах
воспитания
детей
успеваемости детей, предстоящих
(информирование,
обучение,
конкурсах,
мероприятиях.
консультирование и т.п.), его
Реакция родителей на нее
формы
востребованы
и
формальна
пользуются доверием со стороны
родителей
Педагоги испытывают трудности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Педагоги
организовали
в
организации
диалога
с
эффективный
диалог
с
родителями
по
вопросам
родителями
по
вопросам
воспитания детей. Родители в
воспитания детей. Большая часть
основном игнорируют мнение
родителей прислушивается к
педагогов, вступают с ними и
мнению педагогов, считая их
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23

друг с другом в конфликты,
нередко
привлекая
к
ним
учеников класса. В организации
совместных
с
детьми
дел
педагоги могут рассчитывать
только на себя

профессионалами своего дела,
помогает и поддерживает их,
выступает с инициативами в
сфере воспитания детей и
помогает в их реализации

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Показатель
Примут участие во Всероссийском
образовательном проекте «Основы
финансовой грамотности»

2021/2022
100%

Плановые значения по годам
2022/2023
2023/24
2024/2025
100%
100%
100%

2025/2026
100%

Примут участие во Всероссийском
конкурсе проектов «Чемпионат по
финансовой грамотности»

20%

30%

40%

50%

60%

Примут участие в метапредметной
неделе
Приобретут опыт проектной
деятельности по созданию проекта
«Мои карманные деньги»
Научатся самостоятельно
планировать пути достижения
поставленной проектной цели
Научатся организовывать учебное
сотрудничество и совместную
деятельность со сверстниками,
взрослыми
Приобретут опыт участия в
различных видах общественно
полезной деятельности
Приобретут опыт в представление
проектов
Научатся анализировать
финансовую информацию,
полученную из различных
источников
Научатся составлять «Бизнес-план»
Доля участников Всероссийского
профориентационного проекта
ПРОЕКТОРиЯ среди обучающихся
7-11 классов
Доля учащихся 8-11 классов,
которые примут участие в он-лайн
профессиональных пробах
Всероссийского проекта «Билет в
будущее»
Доля призеров и победителей ВОШ
по математике, экономике
Доля призеров и победителей
олимпиад по экономике
Сформирована экономическая
грамотность

100%

100%

100%

100%

100%

20%

30%

40%

50%

60%

20%

30%

40%

50%

60%

20%

25%

30%

40%

60%

20%

25%

35%

50%

60%

5%

10%

20%

40%

60%

20%

25%

30%

40%

60%

50%

7%
70%

10%
80%

19%
90%

30%
100%

25%

35%

45%

60%

90%

15%

25%

35%

45%

55%

25%

35%

45%

50%

55%

25%

35%

55%

60%

80%

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(3499) 52-96-01, 56-25-83

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».